История русского кокошника и его виды

Славянская мифология отвела женским волосам негативную роль. Самым страшным считалось замужней женщине ходить «простоволосой». Распущенные волосы могли навлечь беду на нее саму, на всю семью и даже деревню. Чем, как не головным убором, нейтрализовать мифический вред. Самый известный вид русского национального женского головного убора – кокошник. Поговорим об истории русского кокошника и его видах.

Происхождение этого предмета одежды неясно. Существует несколько версий появления его в русском гардеробе. А вот с названием все понятно. Славянское слово «кокош» обозначает «петух». Форма кокошника и его яркость ассоциируется именно с этой домашней птицей. Некоторые историки считают, что высокий головной убор попал на русскую землю одновременно с приходом христианства и был перенят у византийских женщин. Со временем ассимилировался с народной этнической культурой и прочно занял в ней свое место. Другие источники говорят о монгольском или мордовском происхождении первых кокошников на Руси.

Такая красота была доступна изначально только состоятельным дамам. И то не на каждый день. Свадьбы, праздники – поводы надеть самый дорогой головной убор. Постепенно для ношения в домашних условиях, повседневно, стали использоваться простые, более скромные варианты кокошников. И совсем простенькие из недорогих материалов стали доступны крестьянкам. Так головной убор с высоким очельем, острием или его подобием и вышивкой стал повсеместным. История русского кокошника и его виды очень разнообразны. Климатические и бытовые различия местностей наложили отпечаток и на облик кокошника. Так, у северных народов он был однорогим, на юге – двурогим, а в центральной части – в форме полумесяца (тот, который мы все знаем).

Политические вкусы правителей России не могли не отразиться на судьбе кокошника. Великий Петр I, поклонник европейской моды, запретил ставший традиционным головной убор. Разрешено было надевать его лишь изредка, по праздникам. Так этот аксессуар обрел обрядный и символический характер, что несомненно обогатило его историю. Тем не менее, в деревнях огромной России бабы продолжали носить привычное убранство.

Спустя два поколения государей любительница всего русского Екатерина II «амнистировала» любимый народом женский аксессуар. Она сама с удовольствием позировала в нем для портретов. А Николай I и вовсе ввел требование на придворную «форму» для фрейлин и других дам. Кокошник был ее обязательной частью. Последнее упоминание аксессуара на государственном уровне относится к 1903 году. На балу в честь 290-летия дома Романовых все были наряжены в костюмы эпохи до Петра I. А потом случилась революция, которая смела не только царскую фамилию, но и культуру и много традиций. В «политическую мясорубку» попал и традиционный русский головной убор.

Виды кокошников прежде всего различались по принадлежности замужней или незамужней женщине. Молодая незамужняя девица носила только гребень. Макушка и затылок были открыты. Конечно, для привлечения мужчин. Как только отыгрывали свадьбу, коса расплеталась на две, и задняя часть головы покрывалась тканью. Это была кисея, покрывало или платок, завязываемый под подбородком. Так, история кокошника определила социальное значение его видов.

Такой значимый предмет не мог не обрести своей реальной ценности. Для свадьбы считалось правильным иметь кокошник, расшитый жемчугом. Его передавали из поколения в поколение. Он был неизменной частью приданого невесты. Если семья не имела такого состояния, а на свадьбе без главного аксессуара не обойтись, его занимали у соседей. Молодая жена носила его три дня, или, по возможности, до рождения первенца.

 Мастерицы-кокошницы делали головные уборы на заказ. Двух одинаковых не было. Неизменны были символы. По центру украшение спускалось на лоб – символ плодородия. Боковые нити жемчуга изображали лебедей – верность. Твердую основу делали из бересты, обтягивали красивыми тканями и расшивали золотыми, серебряными нитями, и драгоценными камнями, и жемчугом.

Женская одежда ручной работы всегда имеет сакральный смысл. Многие рукодельницы и сегодня умеют вложить его в свои изделия. В «Торговом доме мастеров» вы всегда найдете красивые самобытные вещи.