История искусства пирографии

История искусства пирографии берет начало с тех времен, когда человек научился добывать огонь. Потерев друг о друга сухие кусочки древесины, первобытные люди с помощью полученных кусочков огня создали рисунки на дереве.

Что касается изображений, выжженных уже на специально обработанной доске, и которые с полным правом можно назвать рисунками, то первые такие поделки обнаружены на территории Латинской Америки и датированы 8-м веком до нашей эры.

Очень популярным было искусство пирографии среди российских умельцев. Они активно пользовались ею для изготовления различных деревянных игрушек, традиционных русских матрешек, а также ковшиков, шкатулок и так далее. Линии и узоры прорисовывались мастерами посредством раскаленных дотла металлических инструментов.

Начиная с 19-го века отечественные и европейские пирографы начали пользоваться спиртовыми, бензиновыми, газовыми горелками, а уже в начале прошлого века их место прочно занял электрический паяльник. Справедливости ради нужно отметить, что говорить о стабильно высоком качестве таких поделок не имело смысла: зачастую образцы перегревались в процессе работы и теряли товарный вид.  

 Прибор пирограф в своем современном виде появился в 1962. Честь этого изобретения принадлежит сыну простого английского токаря, 15-летнему юноше – Рою Чайлду. Конструкционно новый прибор напоминал нечто вроде усовершенствованного паяльника, был очень удобным в использовании, не требовал особых навыков, практически не давал брака и уже через пару лет был пущен на поток. 

В наши дни пирография шагает параллельно с научно-техническим прогрессом. На лазерных станках с числовым ПУ программисты, даже не обладая особыми художественными талантами, без труда создают фантастической сложности узоры, существенно экономя на времени и создавая предпосылки для организации массового производства. Определенные модификации станков имеют возможность обработки, помимо древесины, еще и всевозможных сплавов из алюминия и драгоценных металлов, а также пластических масс, резины и прочей продукции химической промышленности.

Несмотря на все эти достижения науки, многие мастера предпочитают все еще работать по старинке, корпя над каждым штрихом или узором и буквально вкладывая душу в свое детище. А ведь труд этот очень кропотливый, тем более, если изображение состоит из многочисленных штрихов, оттенков, теней. Любая, даже незначительная ошибка в процессе выжигания, может привести к браку. Поэтому в таком случае уже можно говорить о высокохудожественных изделиях, поскольку это картины ручной работы, по сути являющиеся эксклюзивными. Любой желающий может приобрести их, ознакомившись с выставленными в разделе «каталог» экземплярами.

Как работают мастера?

Вначале на чистую и отшлифованную деревянную поверхность наносится эскиз, которому предстоит стать выжженным изображением. Для исключения загрязнений сверху прикрепляется прозрачная бумага, которая, по ходу выжигания снимается. После того, как рисунок готов, он осторожно, чтобы не испортить поделку, очищается с помощью мелкого наждака. 

Если стоит цель раскрасить выжженное изделие, следует воспользоваться акварельными или масляными красками и мягкой кисточкой. Можно еще и покрыть рисунок воском – изображение станет матовым и шелковистым.